Сколько стоит «спецоперация» для России, и что можно было бы сделать на эти деньги
Боевые действия в Украине ведутся уже третий месяц. На момент моих расчетов идет 65 день. Война – бесконечный ужас: по последним данным ООН, она унесла жизни 2 899 мирных граждан, потери среди военнослужащих исчисляются, вероятно, десятками тысяч (еще в марте военная разведка и Госдеп США оценивали потери российских вооруженных сил в 7 тысяч человек, а украинских – в 2-4 тысячи).
04.05.2022
Разрушенные города, миллионы беженцев. И парадоксальный, не поддающийся осмыслению факт: на это массовое убийство ежедневно тратятся колоссальные деньги, которые можно было бы потратить на решение социальных проблем. Эти деньги могли бы быть вложены в процветание обеих стран, но теперь Владимиром Путиным они вложены в разрушение.
Собственно, о каких суммах речь? Официальный Киев, по оценке украинского министерства финансов, тратит на войну $10 млрд в месяц. Конечно, этим деньгам тоже можно было бы найти лучшее применение, но нужно понимать, что расходы украинской стороны – вынужденные: у нее не было выбора, воевать или нет. А вот для России, инициировавшей войну, такое расходование средств было осознанным выбором. И потому именно расходы российского бюджета на “спецоперацию” можно оценивать с точки зрения лучшего применения денег.
Сколько Россия тратит на войну? Официальной информации об этом нет, а оценки экспертов существенно разнятся. Потому, чтобы вывести возможную сумму расходов, мы рассмотрим имеющийся в открытом доступе спектр экспертных данных и приведем их к среднему арифметическому. Разумеется, нужно сразу оговориться, что полученная цифра не будет точной: она будет лишь средневзвешенной.
Итак:
по данным американского военного эксперта Роберта Фарли (к слову, нередко цитируемого российскими официозными изданиями), один день войны с Украиной обходится России не менее чем в $500 млн. Это – 35,5 млрд рублей.
удивительно, но государственные российские СМИ приводят даже большую стоимость одного дня “спецоперации”. Издание “Украина.ру” (входит в холдинг “Россия сегодня”) публикует цифру $20 млрд (1,4 трлн рублей), указывая, правда, что это не официальные данные, а собственные расчеты.
цифру в $20 млрд приводят и другие источники. Она, например фигурирует в публикации турецкого информационного агентства Anadolu, которое ссылается на данные консалтинговой компании Consultancy, исследования Centre for Economic Recovery и EasyBusiness, а также на данные компании Civitta
в то же время data-отдел «Новой газеты», не называя точную сумму трат, оценивал ежедневные расходы российского бюджета на войну иначе. Журналисты взяли за основу данные о стоимости “спецоперации” в Сирии (она составляла $2,4 млн в день), и соотнесли задействованные в обеих войнах силы. Российский контингент в Сирии составлял 1 600 человек, в Украине – не менее 149 000 человек. Грубый подсчет (с учетом выплат военным и гражданским специалистам, оплаты услуг связи и IT, обслуживания военной техники, трат на медицинские нужды и питание, но без учета транспортного плеча из-за отсутствия полного списка задействованных в украинской «спецоперации» воинских частей) показывает, что на один день войны Россия может тратить порядка $223,5 млн. То есть – 15,8 млрд рублей.
Среднее арифметическое между всеми приведенными цифрами расходов – $6,9 млрд. Это – 483 млрд рублей в день.
Еще раз нужно оговориться: цифры приблизительные. При этом нужно понимать, что даже в условиях санкций Россия продолжает получать деньги от экспорта углеводородов, частично покрывая расходы на войну. По данным The Guardian, за время “спецоперации” Москва даже вдвое увеличила прибыль от продажи нефти, угля и газа странам ЕС по сравнению с показателями прошлого года, выручив за 2 месяца €44 млрд ($46,2 млрд или 3,2 трлн рублей).
483 млрд рублей за один день войны – это 31 триллион рублей за 65 дней. «Запас прочности», конечно, есть: даже не замороженные российские резервы составляют около $340 млрд, а из зависших на иностранных счетах средств (около $300 млрд) Россия, судя по заявлениям правительства и по данным аналитиков, выплачивает внешний долг. Но, как бы то ни было, потраченным на войну деньгам можно было бы найти лучшее применение.
Итак, какие проблемы можно было бы решить, потратив 31 трлн рублей?
Россия расходует 60 млрд рублей в год на лекарства для детей с орфанными заболеваниями (их в стране порядка 4 000 человек). При сохранении динамики, на 31 триллион поддерживать людей с редкими болезнями можно было бы в течение 516 лет.
Стоимость газификации 82% населения России (сейчас, по официальным данным, газифицировано 72%) оценивалась администрацией президента в 1 трлн рублей. Таким образом, война уже «спустила в трубу» 31 программу газификации.
Расходы бюджета Москвы в 2022 году составят 3,63 трлн рублей, Санкт-Петербурга – 971,5 млрд рублей. Потраченных за два месяца войны денег могло бы хватить на 9 лет содержания столицы и на 31 год жизнеобеспечения второго города страны.
31 триллион рублей – это 25 федеральных годовых бюджетов на образование.
31 триллион рублей – это 50 488 километров автодорог федерального значения уровня «Тавриды» (6 полос с отбойниками и видеонаблюдением).
31 триллион рублей – это 22 российские космические программы.
31 триллион рублей – это 620 программ расселения граждан из аварийного жилья.
В конце концов, даже если просто раздать эти деньги всем 146 171 015 жителям России, на каждого придется больше 212 тысяч рублей.
Но вместо этого – разбомбленные Одесса, Харьков, Сумы, Чернигов, Киев, Николаев, уничтоженный Мариуполь…
Эта статья опубликована в рамках нашего проекта «Украинские истории», целью которого является дать украинским и российским журналистам — попавшим под бомбы, преследуемым или подвергнутым цензуре войной Путина — платформу, чтобы продолжать вести свои смелые и независимые репортажи. Чтобы узнать больше и поддержать нас, посетите нашу страницу краудфандинга [wemakeit.] (https://wemakeit.com/projects/ukraine-stories-2022 "titre visible au survol"